Безопасный интернет

Правила безопасности в сети Интернет для участников
образовательного процесса

Понятие безопасной работы в Интернете включает в себя довольно широкий спектр рисков. Вот только некоторые из них:

  1. Опасность размещения в сети личных данных (имен, фамилий, адресов, фотографий, электронных адресов и т. п.);
  2. Опасность предоставления данных о финансовом положении своей семьи;
  3. Опасность несанкционированного использования детьми кредитных карточек;
  4. Опасность неподконтрольного взрослым объединения детей в сомнительные организации;
  5. Опасность получения детьми непристойных материалов различного характера;

В Российской Федерации под безопасным использованием Интернета чаще понимается:

  1. антивирусная безопасность;
  2. борьба с несанкционированным подключением к вашей сети;
  3. ограничение доступа к сайтам с непристойной информацией.

Инструкции по безопасному использованию Интернета должны быть разъяснены учащимся до того, как они получат доступ к Интернету или им предоставят индивидуальные адреса электронной почты.

Как удержать учащихся от доступа к веб-сайтам, содержащим неприличные материалы, и контакта с лицами, представляющими угрозу? Чтобы защитить учащихся и убедить в необходимости этого их родителей, необходимо принять меры, направленные на предотвращение любых несанкционированных вторжений в информационное пространство образовательного учреждения.

В соответствии с мировым опытом, одним из способов обеспечения безопасной работы учащихся в Интернете является разработка и применение внутри учебного заведения Политики Безопасного Использования (ПБИ). ПБИ представляет собой подписанное учащимися или студентами, и учителями письменное соглашение, которое определяет порядок использования Интернета. ПБИ должна включать инструкцию по публикации в Интернете личных данных учащихся, их фотографий, аудио- и видеоматериалов и т. п.

Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении Общие положения

  1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
  2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ).
  3. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательного учреждения.

Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении

  1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно­образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводятся в действие приказом руководителя ОУ.
  2. Правила использования сети Интернет разрабатываются педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать: преподаватели других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе; специалисты в области информационных технологий; представители органов управления образованием;
  3. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:     законодательством Российской Федерации; опытом

целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета; интересами обучающихся; рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов Сети.

  • Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.
  • Педагогический совет ОУ: принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет; определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернет-ресурсах ОУ; дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети; во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль за использованием обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие. При этом преподаватель: наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися; принимает меры по пресечению попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.
  • Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий контроль за использованием ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенные приказом его руководителя. Работник образовательного учреждения: наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися; принимает меры по пресечению попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования; сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить доступ к ресурсам, не совместимым с задачами образования.
  • При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является не совместимым с целями и задачами образования и воспитания. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстной фильтрации, установленных в ОУ или предоставленных оператором услуг связи.
  • Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует опасность обнаружения обучающимися ресурсов, содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации и не совместимо с целями и задачами образовательного процесса. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на Интернет-ресурсах ОУ.
  • Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов к соответствующим группам, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контекстной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правилами обеспечивается работником ОУ, назначенным его руководителем.
  • Принципы размещения информации в Интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать: соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан; защиту персональных данных обучающихся, преподавателей и сотрудников; достоверность и корректность размещенной информации.
  • Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников ОУ размещаются на его Интернет-ресурсах только с письменного согласия лиц, чьи персональные данные размещаются.
  • В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.
  • При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУ обязан разъяснить возможные риски и последствия их размещения. ОУ не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.

Использование сети Интернет в образовательном учреждении

  1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.
  2. По разрешению лица, ответственного за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе: размещать собственную информацию в сети Интернет на Интернет- ресурсах ОУ; иметь учетную запись электронной почты на Интернет- ресурсах ОУ.
  3. Обучающемуся запрещается: обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности); осуществлять любые сделки через Интернет; осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения; распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.
  4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не совместимо с целями образовательного процесса, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать интернет-адрес (URL) ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

Ответственный обязан:

  • принять информацию от преподавателя;
  • направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
  • в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации — сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).

Передаваемая информация должна содержать:

  • интернет-адрес (URL) ресурса;
  • сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;
  • дату и время обнаружения;
  • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.

Примерная инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет

  1. Настоящая инструкция устанавливает порядок действий при обнаружении сотрудниками образовательных учреждений:                                                                                       возможности доступа

обучающихся к потенциально опасному контенту; отказа доступа к контенту, не представляющему опасности для обучающихся, вызванного техническими причинами.

  • Контроль за использованием обучающимися сети Интернет осуществляют: во время занятия—проводящий его преподаватель и(или) работник ОУ, специально выделенный для помощи в проведении занятий; во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся— сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.
  • Преподаватель: определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы одного обучающегося; наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет; способствует осуществлению контроля за объемом трафика ОУ в сети Интернет; запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет; доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет; принимает необходимые меры по пресечению дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, не совместимых с задачами образования.
  • При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, он сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
  • В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.